вторник, 30 ноября 2021 г.

История о будильнике и детской самостоятельности

Хотите вырастить самостоятельного человека? Тогда дайте ребёнку свободу. Конечно же, речь не идёт о полной анархии. Просто позвольте ему стать хозяином своих решений и поступков – он получит не только ощущение независимости, но и научится нести ответственность за все последующие его поведению последствия. 

Личный опыт – всегда самый показательный пример. С началом учебного года я, как и подобает образцовой маме, вставала раньше всех, готовила завтрак моему школьнику и только после этого принималась будить его самого. Бесконечные сражения с «ещё пять минуточек, и встану» перерастали в полноценную войну за моё личное время по утрам и его прилежность как ученика. Чтобы решить проблему – экспериментировала: раньше засыпали, одеяло по утрам забирала, что «в школу опоздаешь» объясняла. Но ни уговорам, ни угрозам детский ум не внимал. Да и как тут прислушаться, если, несмотря на все сулящие неприятности, ему всегда всё сходило с рук. Конечно же, благодаря маминым стараниям. «За три года борьбы в школу же никто так ни разу и не опоздал. Вот и четвёртый класс пойдёт по наитию», – был уверен мой сын. Зачем же напрягаться?

Недаром говорят: хочешь что-то изменить, перестань идти по привычному пути. Чтобы сменить картинку, нужно как минимум сменить дорогу, не говоря уже о более сложных действиях. А путь подсказал случай. Как-то раз нужно было сыну подучить стих утром. Он попросил меня разбудить его на час раньше обычного. Но я закрутилась, забылась, будильник свой не переставила на нужное время. Оно и понятно: столько дел в голове, стих среди них точно не на первом месте. Вот и проспали дружно всем семейством. Обида была горестная! Сын обвинял меня. И я понимала, что не безосновательно. Сама на себя всё взвалила – ему простора для полёта не оставила. Вот тут и решили: пора отвечать десятилетке за свои поступки самому. Сказали – сделали! И… купили будильник. Это были самые обычные, тикающие часики с механическим заводом. Но его личные, СОБСТВЕННЫЕ! Подарили с уговором: теперь вся ответственность за сбор в школу лежит только на нём!

И тут всё закрутилось. Я даже не представляла, как затянет его этот процесс. Теперь вставал бодро, с улыбкой на лице. Потому что САМ. Ведь понимал, что опоздает, а чувство вины переложить будет не на кого – придётся самому с ним справляться и краснеть перед учителем. Да ещё и чувство «взрослости» прибавляло весомости и значимости маленькому «я». С тех пор проблема закрыта. По утрам в семье мир и благодать. Всё решил заурядный будильник. Хотя, конечно же, не он, а возможность нести ответственность за осознанный выбор. 

И таких примеров самостоятельного, незначительного для нас, взрослых, но такого нужного для любого взрослеющего человека выбора можно привести множество. Это и осознанный выбор необходимости выполнения домашних заданий, и отказ от вредной еды, и самостоятельный выбор друзей, спортивной секции, одежды, увлечений (этот список зависит от возраста). Конечно, стоит учитывать темперамент и возможности самого ребёнка. Если его маленький ум ещё не готов к самостоятельности, подождите – придёт и ваше время. Главное для нас, родителей, в процессе проявления самостоятельности ребёнка – не запретить, не сделать за него. Но вовремя – предупредить, просветить, к каким последствиям может привести его решение, дать совет и отойти в сторону, предоставив возможность в хорошем смысле слова «набить собственную шишку». И если выбор не угрожает жизни и здоровью сына или дочери, – просто потерпеть. Ведь собственный негативный опыт будет в следующий раз самым лучшим и красноречивым советчиком ребёнку. Потом ещё «спасибо» себе скажете. Ведь самостоятельные дети, как правило, вырастают в успешных и счастливых людей. 

Анастасия Лукияненко

 



Поделиться